Ваш регион:
Любой регион

Как соционика помогает при выборе карьерной траектории

В современном обществе все большую популярность приобретает соционика. Что это такое? Как она способна помочь молодому специалисту в поисках себя?


Очень часто молодые специалисты сталкиваются с трудностями при выборе карьерной траектории. Вроде бы, получено качественное образование, у многих даже имеется небольшой опыт работы, но возникает вопрос: «А то ли это, чего я хочу? Эта ли работа – моя мечта?» Или бывает, что выбранная профессия вполне устраивает, но спектр ее реализации достаточно широк, и определиться с узким направлением трудно. Что может помочь выпускнику в такой ситуации?

В современном обществе все большую популярность приобретает соционика. Что это такое? Как она способна помочь молодому специалисту в поисках себя? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте разберемся с основной терминологией.

Соционика – это наука об информационном устройстве психики человека. Соционика делит людей на шестнадцать типов (их называют социотипами) по четырем  парам признаков (их еще называют функциями): этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность. Об этих признаках вы можете почитать здесь http://www.socionics.org/test/Default.aspx?load=prizn.html.

Социотип каждого человека определяет способы получения и обработки информации, его возможности при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны. В данной статье будут использованы признаки этика-логика и интуиция-сенсорика. Давайте посмотрим, что это за функции и чем они отличаются.  

Этика – это функция восприятия и оценки информации через чувства, эмоции, переживания. Логика является противоположностью этики и оценивает мир через разум: правила; логические связи; анализ фактов, поступков, процессов. Интуиция – функция, отвечающая за восприятие мира через идеи, время, возможности. Интуиты быстро воспринимают информацию, однако не всегда долго ее помнят. Сенсорика, напротив, – воспринимает мир через вкус, цвет, размер и ощущения. Такая информация воспринимается медленнее, но лучше усваивается. Данные функции являются взаимоисключающими, и у каждого человека развита одна из них.

Зная социотип, легко определить, какую информацию человек усваивает адекватно, в полном объеме, легко и в больших дозах. И, наоборот, сразу становится ясно, по каким аспектам информация через его систему восприятия проходит с потерями и искажениями – там обязательно возникнут трудности. Любая деятельность в этих областях изматывает, не приносит желаемого результата. Если выбрать работу в соответствии со своими сильными функциями – успех будет максимальным.

Предлагаем это посмотреть на примерах. Есть социотипы, максимально подходящие к руководящей работе – это люди с развитыми логикой и сенсорикой. Они отличаются скрупулезностью, точностью исполнения, серьезным подходом к делу. Группа таких социотипов (четыре типа) называется «Контролеры». Они смогут организовать любую работу и довести ее до конца. В работе обладатели сильных логики и сенсорики опираются на факты и склонны оценивать коллег и подчиненных по поступкам. Такие люди смогут успешно работать руководителями подразделений, инструкторами, контролерами, инспекторами, экономистами, а также в обслуживании техники.

Другая группа социотипов, с сильными логикой и интуицией, более склонна к работе в научно-исследовательской сфере. Их называют «Анализаторами» (также четыре типа). Такие люди хорошо реализуют себя в сфере инноваций, где требуется широкий кругозор и нестандартный подход к делу. Из них получаются хорошие изобретатели и рационализаторы. Кроме того, «Анализаторы» великолепно реализуют себя в области точных наук: им подходит работа, связанная с математикой, физикой, программированием, макроэкономикой, инженерией. Они способны к прогнозированию развития рынка; логика и интуиция делают этих людей великолепными потенциальными бизнесменами.

Третья группа социотипов отличается развитыми этикой и сенсорикой и состоит из двух представителей группы «Моторы» и двух – группы «Поддержка». Лучше всего они реализуют себя в социальной сфере. У них ярко развито умение контактировать с людьми, налаживать связи. Такие люди эмоциональны, умеют сопереживать, убеждать, чувствовать скрытые потребности людей. Рекомендуемые области деятельности для них – медицина, педагогика, сфера услуг, дипломатия, дизайн, организация отдыха, кулинария, сфера развлечений.   

Наконец, четвертая группа объединяет в себе социотипы с сильными этикой и интуицией. Как и в предыдущей группе, в ней по два представителя из «Моторов» и «Поддержки». Такие люди имеют ярко выраженные гуманитарные способности и успешно выступают коммуникаторами. Это мастера рекламы, они с удовольствием берутся за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий. Для людей с развитыми этикой и интуицией подходит также работа журналиста, переводчика, секретаря, психолога; великолепно они реализуют себя в шоу-бизнесе и искусстве.

Таким образом, соционика может стать одним из инструментов, способных помочь молодому специалисту определиться с карьерной траекторией и понять, к какому виду деятельности у него есть способности, какая работа будет выполняться легко и «играючи», а какая потребует немалых усилий и умственных и эмоциональных затрат. Зная свой социотип, можно заранее оценить, интересна ли Вам будет предлагаемая работа, способны ли Вы творчески подойти к решению рабочих задач, будет ли у Вас желание развиваться в данной области. Кроме того, знание соционики поможет выгодно подать работодателю свои сильные функции, выстроить комфортные взаимоотношения в коллективе, показать максимальные результаты в работе.

Конечно, в Интернете можно найти тесты на определение собственного социотипа, но будьте аккуратны – тесты редко дают надежный результат, а ошибка может дезориентировать человека. Если есть возможность – проходите процедуру типирования (так в соционике называется процесс определения типа) у специалистов.

×